Исследование трещин

Это было подтверждено исследованием трещин, образованных в алмазе, когда алмазная иголка скользит по поверхности алмаза при больших нагрузках. На типичной дорожке трения, воспроизведенной в приложении XIV.5, показаны трещины, образованные в течение скольжения, и некоторые линии в центральной сильно поврежденной области, которая также параллельна плоскостям.

Эти линии параллельны, т. е. плоскостям наибольшего разрешимого тангенциального напряжения для используемого в данном случае направления скольжения, и изменяются, когда изменяется направление скольжения.

Это снова наводит на мысль, что скольжение имеет место в центральной части дорожки.

Однако, как отметил Сеал (1954 г.) (Seal), возможно, что эти линии могут быть трещинами, так как трудно расположить плоскости с наибольшим разрешающим напряжением сдвига так, чтобы отличить от плоскости, след которой более перпендикулярен к направлению скольжения. Из-за сложной природы центрального повреждения невозможно сказать, являются ли эти полосы действительно трещинами или линиями скольжения.

Таким образом, объяснение этого эффекта получается отчасти двойным. Несмотря на эту неопределенность, последняя работа наводит на мысль, что риски, наблюдаемые при полировании, являются линиями скольжения и что они образуются фрикционным нагреванием, генерируемым в течение полирования, а не высокими напряжениями вокруг абразивных частичек.

Если алмаз нагревается в вакууме в течение нескольких минут при температурах, превышающих 1400° С, то происходит значительная графитизация. При температурах свыше 1500° С происходят значительные изменения в топографии поверхности алмаза (Сеал, 1958 г.). Особенностями поверхности являются обнаруживаемые маленькие трехгранные или квадратные пирамиды, поднятые выше общего уровня поверхности.

Высота этих выступов порядка 4 мк. По-видимому, поверхности при полировании графитизировались, и эта точка зрения подтверждается трением алмаза по пасте из воды и тонкодисперсной окиси алюминия, нанесенной на мягкую ткань.